Search

    News

    2017-11-27 12:35:00
    Headspace (анализ паровой фазы)

    Несмотря на то, что уже в древности люди поняли секрет выделения из горящих деревьев и трав тонких ароматов, потребовалось ещё много веков, чтобы научиться превращать плоды, цветы или листья растений в ароматные эфирные масла. Только с изобретением процесса дистилляции появилась возможность создавать духи. Парфюмеры долгое время компоновали ароматы, используя исключительно растительное сырьё. Однако экстрагированию поддавались не все культуры, а в некоторых содержание эфирных масел настолько мало, что их дистилляция была совершенно не рентабельна.

    Только после развития химии до определенного уровня люди научились получать синтетические продукты, имитирующие многие природные запахи. Например, ароматы сирени, ландыша и ванили никогда бы не появились в душистых композициях без применения соответствующих альдегидов. Сначала запахи синтезировали с помощью соединений, присутствующих в эфирных маслах, затем стали использовать ископаемое сырьё. Так из бензола путем ряда операций получили фенилэтиловый спирт с тонким ароматом розы, а из толуола - бензилацетат с запахом жасмина; салициловая кислота стала источником для синтеза кумарина - нового соединения, открывшего дорогу аромату папоротника.

    Утратив интерес к получению душистых веществ, идентичных природным, химики увлеклись созданием новых продуктов с оригинальными запахами. Эти новинки произвели целую революцию в мире парфюмерии. Гелиотропин стал одним из важнейших элементов в амбровых композициях, ванилин присутствовал во многих творениях Герлена, хинолины, имитирующие запах кожи, включены в известнейшие духи "Cuir de Russie" марки "Chanel", иононы воссоздали запах фиалки.
    В результате процесса восстановления жирных кислот были получены альдегиды. Они обескуражили многих парфюмеров своим резким и даже слегка тошнотворным запахом. Впервые включил их в свою композицию Эрнест Бо. Так увидели свет знаменитые "Шанель 5" от "Chanel".

    В конце Второй мировой войны был открыт хроматографический анализ, который позволил идентифицировать соединения, находящиеся в любом пахучем веществе, и вычислять их количественное содержание. Благодаря этому методу, произошло изобретение гедиона, без которого не были бы созданы "L'eau Sauvage" от "Christian Dior".
    Спустя некоторое время исследователи освоили новую технологию, получившую название "Headspace". Она представляла собой анализ паровой фазы, которая позволяет уловить аромат цветка, дерева или воздуха и получить список химических соединений, входящих в его состав.
    Эта технология стала особенно актуальна для создания цветочных ароматов, которые ещё не могли использоваться в парфюмерии, например ароматы орхидеи или глицинии, а также для получения природных запахов: хвойного леса, морского побережья и так далее.

    Технологию "Headspace" в 1980 году предложил швейцарский химик и парфюмер Роман Кайзер (Roman Kaiser).

    Суть технологии "Headspace" в следующем: Исследуемый объект заключается в колбу или на него направляется воронка специального прибора. Затем включается насос. Воздух с пахучими веществами прокачивается через стеклянную трубку с картриджем, который содержит адсорбент.
    Адсорбент иготавливается из пористой ионообменной смолы на основе 2,6-дифенилфенола. Этот полимер устойчив к воздействию атмосферной влаги и высоких температур, а средний диаметр пор в 200 нанометров обеспечивает высокую ёмкость. Под торговым названием "Tenax TA" этот материал уже много лет применяется в газоанализаторах для мониторинга качества атмосферного воздуха.

    В герметичном картридже при нормальных условиях аромат сохраняется месяцами, делая возможным следующий шаг - воссоздание запаха. Для этого картридж с пробой воздуха отправляется в специализированную лабораторию. В ней выполняется анализ аромата методами газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Выделяются основные источники запахов - молекулы отдельных пахучих веществ. Далее из смеси препаратов подбирается максимально точный аналог. Ещё в 1952 году известный парфюмер Эрнест Бо сказал: «Что касается поиска новых веществ, способных определить оригинальность запаха, то здесь нужно рассчитывать только на химиков». И он не ошибся: до сих пор наука послушно служит парфюмерии, не отрекаясь от природы, а разумно с ней сотрудничая.